Президент РФ Владимир Путин накануне предложил подумать над созданием сверхзвукового пассажирского самолета. По его мнению, лайнер можно было бы построить на основе военного стратегического бомбардировщика Ту-160.

В начале 2018 года Путин уже предлагал вернуться к строительству подобных самолетов в России. Однако тогда специалисты скептически отнеслись к идее президента, посчитав проект слишком дорогим. Позже в компании «Туполев» заявили, что новый самолет может совершить свой первый полет не ранее 2027 года. Стоимость всех работ по созданию серийного самолета в компании оценили в 105 млрд рублей.

Инфо24 поговорил с авиаэкспертами и выяснил, нужен ли все-таки России новый сверхзвуковой пассажирский самолет.

Плачевный опыт

В истории мирового самолетостроения было два сверхзвуковых пассажирских лайнера: франко-британский Concorde и советский Ту-144. Эти самолеты могли развивать скорость более 2,4 тысячи км/ч, в то время как максимальная скорость Airbus A320 — 840 км/ч. При этом стоимость полета, например, из Европы в США достигала 7 тысяч долларов. Рейсы пользовались популярностью у бизнесменов.

Ту-144 разработали в КБ Туполева в 1960-е годы. Его начали использовать в пассажирских перевозках в 1977 году, однако после нескольких аварий руководство КБ решило заморозить проект.

Примерно в это же время французская компания Aérospatiale и британская BAC разработали совместный проект под названием «Конкорд». Всего выпустили 20 сверхзвуковых самолетов, которые разделили между собой авиакомпании British Airways и Air France. За 27 лет регулярных и чартерных рейсов услугами сверхзвуковых рейсов воспользовались более 3 млн пассажиров.

5 июля 2000 года один из самолетов «Конкорд» разбился при взлете в парижском аэропорту «Шарль де Голль». Тогда погибли 113 человек. После этого полеты сверхзвуковых самолетов приостановили на полтора года. В 2003 году их совсем прекратили из-за высоких цен на топливо.

С тех пор в мире больше не используют пассажирскую сверхзвуковую авиацию.

«Не экономика, а престиж»

Управляющий директор журнала «Авиатранспортное обозрение» Максим Пядушкин рассказал Инфо24, что производство сверхзвуковых лайнеров сталкивается не только с техническими, но и с другими препятствиями.

«Тот же «Конкорд» эксплуатировался на сверхзвуке только над Атлантическим океаном, потому что, например, в США из-за ударной волны запрещено летать над сушей на сверхзвуковых скоростях. У этих самолетов было очень ограниченное использование, и проблема до сих пор не решена. Последние «Конкорды» поставлялись практически даром, за символическую цену, там разговор шел не об экономике, а о престиже. Но и их перестали использовать вскоре после аварии в Париже», — сказал Пядушкин.

Зачем это государству

Главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий считает, что с помощью разработки собственного сверхзвукового самолета Россия может стимулировать развитие других отраслей.

«В производстве таких лайнеров есть большое количество вопросов, которые не решены или недорешены. Конечно, работа над этими вопросами важна, нужна и интересна для создания нового поколения высокоэкономичных двигателей, поэтому работать нужно. Но, на мой взгляд, это не магистральное и не стратегическое направление гражданской авиации. Есть гораздо более приземленные вопросы, которые, пусть и менее романтично звучат, все же тоже требуют решения. Но совсем другое дело, если рассматривать гражданскую авиацию как возможность стимулировать развитие экономики.

развитие самолетостроения влечет за собой улучшения в других отраслях. поэтому для России это стратегически важно, особенно если не замыкаться на импортозамещении, а, например, найти свои области специализации и выбрать направления, где можно было бы выступать с конкурентноспособными продуктами в общемировом масштабе.

Это касается не обязательно целого самолета, а, например, какого-то узла, который мы делали бы лучше всех в мире», — сказал Синицкий в разговоре с Инфо24.

Хотя самолеты «Конкорд» и продали авиакомпаниям по смешной цене, эксперт не считает, что деньги были потеряны: были серьезные исследования, отрасль получила знания и технологии. К тому же, это был один из первых опытов международной кооперации, который впоследствии привел к единой системе европейского самолетостроения.

Нерентабельно и неудобно

При этом Синицкий не отрицает того, что сделать полеты на сверхзвуковых лайнерах окупаемыми чрезвычайно сложно.

«Если руководству страны необходимо повысить транспортную доступность, то это одно дело. Но при этом мировой опыт показывает, что экономичность побеждает скорость. Та же программа «Конкорд» доказала, что во многом гораздо более востребованными оказались экономичные полеты, в то время как сверхзвуковой полет из-за генерации волны уплотнения под самолетом неэкономичен по определению. По экономике сверхзвуковых перевозок много вопросов, в том числе и по тому, насколько это будет удобно для пассажиров. Например, долететь из Владивостока в Москву будет неудобно по времени из-за смены часовых поясов — нужно будет либо вылетать в неудобное время, либо в неудобное прилетать. К тому же, если в обычном самолете у вас имеется некоторый комфорт, то в сверхзвуковом будет более тесно», — рассказал эксперт.

Эксперт портала Avia.ru Владимир Карнозов, однако, уверен, что рентабельными рейсы сделать возможно. Правда, для этого им «критически важно» летать не только через Атлантический, но и через Тихий океан — например, из Японии, Китая и Австралии в США и Канаду.

«Считается, что «Конкорд» был убыточным, но это не совсем так. Проект оказался убыточным из-за мощного противодействия США [по экологическим нормам], которое оказалось действенным в том числе и потому, что доходы от коммерческой эксплуатации «Конкордов» формировались в основном из продаж билетов на рейсы в аэропорты Нью-Йорка и других крупных американских мегаполисов. «Конкорд» летал с промежуточными посадками из Франции в Латинскую Америку и из Англии на Ближний Восток и далее в Юго-Восточную Азию, но эти маршруты приносили существенно меньше доходов. В результате противодействия США западноевропейская промышленность выпустила меньше самолетов, чем планировалось, а программу свернули досрочно», — сказал авиаэксперт.

Тем, кто говорит о бесплатных поставках «Конкорда» авиакомпаниям и строит на этом аргументацию о несостоятельности лайнеров, Карнозов предлагает сравнить стоимость первых самолетов и цены за дозвуковые авиалайнеры той эпохи. По его словам, это огромные деньги, которые авиакомпании планировали вернуть за счет многолетней эксплуатации на рейсы из Европы в США, где машина работала рентабельно.

«Если открыть зарубежные авиационные издания, то последние 7-10 лет эту тему (создания сверхзвуковых пассажирских самолетов — прим. Инфо24) постоянно обсуждают, главным образом применительно к самолетам деловой авиации. Но проблемы при разработке таких воздушных судов не связаны с техникой. Просто под влиянием США авиационные власти стран западного мира выдвигают завышенные требования к экологическим параметрам «суперсоников» (сверхзвуковой самолет, от англ. supersonic — сверхзвуковой — прим. Инфо24), в частности – уровню шума на местности и величине звукового удара. Воздействовать на Штаты возможностей нет, а с их подачи выдвигаются сертификационные требования к следующему поколению «суперсоников». Если на политическом уроне не будет найдено решение, то ничего из затеи создать сверхзвуковой пассажирский самолет не получится. А если требования смягчат, то получается очень интересный проект», — рассказал Карнозов.

Он добавил, что расходы на создание подобного самолета сильно зависят от того, под какие требования его будут создавать. По словам эксперта, если требования будут «разумными», то цена проекта составит несколько миллиардов долларов, однако если создание сверхзвукового лайнера будут «подгонять» под требования США, то «бюджет в десятки, а то сотни миллиардов долларов окажется недостаточным».

Кто сможет летать на таких самолетах

Перелеты на сверхзвуковых лайнерах чрезвычайно дорогие — например, путь из Лондона в Нью-Йорк может стоить 7 тысяч долларов. Все эксперты сходятся во мнении, что если подобные рейсы и будут востребованы, то только у бизнесменов.

«Если мы говорим о сегменте бизнес-перевозок, то спрос на скорость здесь может быть. Но расход топлива в таких самолетах будет очень большим, из-за чего даже для обеспеченных людей стоимость может оказаться достаточно высокой», — рассказал Инфо24 ведущий научный сотрудник Института транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов.

С ним согласен и Владимир Карнозов. По словам эксперта, сверхзвуковые самолеты нужны для «верхнего сегмента, тех, кто сегодня летает бизнес-классом и первым классом».

Попытки создать новый «суперсоник»

Максим Пядушкин рассказал, что есть люди и компании, которые пытаются выйти на рынок сверхзвуковых самолетов, однако они делают упор на бизнес-авиацию, и их самолеты будет покупать очень ограниченный круг людей.

«Такие проекты начинались как стартапы, собирались энтузиасты, которые делали чертежи. Но ни один стартап не может создать самолет в одиночку. Например, компания Aerion, которую поддержали Boeing и другие крупные производители. Этот проект продвинулся, наверное, дальше всех. Это дает надежду на то, что раз в это поверили крупные производители, то самолет смогут довести до испытаний, прототипа и, собственно, полета», — сказал авиаэксперт.

Пядушкин добавил, что в России разрабатывался деловой самолет Sukhoi Supersonic Business Jet (SSBJ), однако проект в итоге отменили.

Текст: Артем Комаров

Источник: info24.ru