Источник: nur.kz

Национальный банк проанализировал наиболее частые нарушения прав потребителей, которые допускали в своей работе казахстанские микрокредитные организации (МФО) в 2018 году, сообщает NUR.KZ со ссылкой на пресс-службу Национального банка Казахстана.

Нацбанк представил внушительный список нарушений, которые совершали в прошлом году микрокредитные организации.

    Договоры, которые заключаются в таких фирмах, зачастую не соответствуют казахстанскому законодательству, причем сами МФО могут даже не иметь разрешения от Национального банка на предоставление таких услуг.Процент, под который выдавались займы, превышал предельный размер годовой эффективной ставки вознаграждения, и в договорах, которые недобросовестные фирмы заключали со своими клиентами, он не указывался.Правила, по которым можно было взять микрокредит, было трудно найти: компании нарушали порядок размещения и ознакомления с ними.Имелись и проблемы с внутренней документацией и отчетностью: МФО не сообщали в кредитное бюро достоверных сведений о своих клиентах для формирования их кредитной истории, как должны были согласно казахстанскому законодательству. Они также задерживали свои отчеты и некорректно вели учет займов своих клиентов.Были и МФО, которые отказывались выполнять обязанности, продиктованные Нацбанком после того, как на них оказывались ограниченные меры воздействия.

Национальный банк выделил несколько десятков нарушителей, к которым применили различные меры воздействия: 18 санкций в виде штрафов и 36 письменных предписаний.

Среди недобросовестных микрофинансовых организаций оказались «Экспресс Займ», «СЕНІМ –VMY», «Аксай», «Азиатский кредитный фонд», «HeartAsiaCredit», «ҚазАқша», «Караганда Микрофинанс», «Финансовый магазин», «Кредит — регион», «Finbox», «ҚАЗЫНА КРЕДИТ», «Абзал-Кредит», «Инкар & S», «Теньгофф», «Орал», «Микрокредит», «Қыран инвест», «Шу», «МАКС-М», «Эверест Финанс», «Қазақ несие», «Досжан — Инвест», «Batys kapital», «MKM-Kredit», «Альянс Орда Финанс», «Иртыш», «FinansInvest», «Атамекен Тараз», «Комфорт Финанс», «Сенат 2050», «Казкредит» и «Береке».

Пользователям услуг по микрокредитованию следует помнить о внимательности при заключении договора: он обязательно должен содержать следующие пункты:

    Название МФО и паспортные данные заемщика-физического лица. Если заемщик – лицо юридическое, то должно быть указано его наименование.Сумма предоставляемого микрокредита.Полный список платежей и комиссий, связанных с обслуживанием и выдачей микрокредира, с указанием их размеров.Сроки погашения займаСпособ погашения: налично или безналично, целиком или частями.Метод погашения: аннуитетный (с постоянной суммой платежа по кредиту), дифференцированный (с суммой платежа, уменьшающейся по мере погашения долга) или другой.Очередность выплат по задолженности.Способ начисления штрафа или пени за задержку выплат по кредиту.Размер ставки вознаграждения по кредиту, а также годовой эффективной ставки вознаграждения – реальной стоимости микрокредита.График выплат по кредиту, в котором должны быть указаны даты и суммы платежей (кредита и вознаграждения), остаток долга после каждого платежа, а также полная сумма займа и вознаграждения.Дата подписания договора.Права, обязанности и ответственность сторон, между которыми заключается договор.

Если МФО передает долги по кредиту коллекторскому агентству, то пока с долгом разбираются коллекторы, организация не имеет права начислять новые проценты и штрафы. Не имеет права в этот период МФО и обратиться в суд, потому что права на взимание долга будут принадлежать коллекторскому агентству.