Межгосударственный авиационный комитет (МАК) обнародовал отчет о расследовании причин крушения пассажирского самолета Ан-148 авиакомпании «Саратовские авиалинии», который разбился в феврале 2018 года вскоре после вылета из московского аэропорта Домодедово.
Эксперты МАК пришли к выводу, что к авиакатастрофе привели «действия экипажа в сочетании с конструктивными особенностями» конкретного самолета и «низкой культурой авиационной безопасности» в «Саратовских авиалиниях».
Спешка при подготовке к полету
В частности, одной из причин крушения Ан-148 названы «ошибочные действия экипажа на этапе набора высоты» вкупе с «недостоверными показаниями приборной скорости», которые, в свою очередь, были вызваны обледенением приемников полного давления (ППД).
Эта ситуация, как сказано в докладе комитета, «привела к потере контроля» над параметрами самолета, и воздушное судно спикировало, после чего врезалось в землю.
МАК отметил, что подготовка к полету Ан-148 шла в ускоренном режиме, так как предыдущий рейс прибыл позднее положенного, и экипаж спешил «нагнать» время, поэтому перед взлетом не включил обогрев приемников полного давления.
Психоэмоциональное напряжение
По мнению экспертов комитета, на заключительном этапе полета пилоты находились в состоянии «повышенного психоэмоционального напряжения» и на фоне стресса не могли понять причины колебаний показателей скорости и приняли неверные решения.
В докладе МАК отмечается, что в сложившейся ситуации на первый план вышли «индивидуальные психологические особенности» летчиков, проявившиеся при стрессовых реакциях: в частности, капитан самолета не смог адекватно отреагировать на «правильные подсказки и действия второго пилота».
Конструктивные особенности Ан-148
Что касается конструктивных особенностей самолета Ан-148, то они не позволяют неограниченно использовать обогрев приемников полного давления на земле, поэтому работу ППД проверяют непосредственно перед началом разбега воздушного судна при взлете.
Соответственно, существует риск, что экипаж пропустит эту операцию ради экономии времени при подготовке к следующему рейсу.
Низкая культура безопасности
«Низкая культура безопасности» полетов в «Саратовских авиалиниях», по мнению экспертов Межгосударственного авиационного комитета, выражалась в том, что экипажи систематически не вносили в бортовой журнал прецеденты отказа техники, выявленные в ходе перелетов. Кроме того, когда происходили случаи несвоевременного включения пилотами обогрева ППД, авиаперевозчик не предпринимал необходимых мер.
Вдобавок у «Саратовских авиалиний» отсутствовали критерии оценки снижения психологической работоспособности пилотов и были накоплены задолженности по ежегодным дополнительным отпускам – за работу «в особых условиях». Эта задолженность также могла отрицательно сказаться на работоспособности летчиков за счет «накопления усталости».
Крушение Ан-148 в Подмосковье
Самолет Ан-148 авиакомпании «Саратовские авиалинии» разбился 11 февраля 2018 года, на территории Раменского района Московской области.
Жертвами авиакатастрофы стали 65 пассажиров и 6 членов экипажа, потерпевшими признаны 108 человек.
Расследование обстоятельств крушения самолета шло сразу в нескольких регионах России. В рамках расследования уголовного дела прошли порядка 70 выемок предметов и обысков.
Одним из последствий крушения Ан-148 «Саратовских авиалиний» стала потеря работы десятками пилотов по всей стране.
Проверка, начатая после авиакатастрофы, установила, что все они, как и погибший второй пилот разбившегося самолета Сергей Гамбарян, получили свидетельства, окончив Южно-Уральский государственный университет. Этот вуз не имел сертификата авиационного учебного центра и утвержденной Росавиацией программы подготовки.
Пилоты обратились в суды, но их иски были отклонены, а свидетельства, позволявшие работать, аннулированы.
Ранее к таким же выводам, как и МАК, пришел российский Следственный комитет: он указал, что причиной трагедии в Подмосковье стала в первую очередь ошибка экипажа.
Источник: