ГУП «Петербургский метрополитен» годами переплачивает за детали для ремонта вагонов, выяснила «Фонтанка». Местами цены на запчасти отличаются в пять-шесть раз по сравнению с метро Москвы.
30 апреля завершается очередной конкурс на закупку деталей для питерской подземки. Суммарная стоимость двух лотов – 243 млн рублей.
Среди прочих комплектующих есть «Вставка 1.7030.31.36.119.00». На каждую из 4142 деталей «Петербургский метрополитен» готов потратить по 1377 рублей. Суммарно они обойдутся в 5,7 млн рублей. В декабре 2018 года метро Москвы закупило 120 таких же деталей по 261 рублю за штуку – в пять раз дешевле.
В другом случае петербургский ГУП купил пружины фиксатора по 1128 рублей, а столичная подземка отдала за такие же детали по 193 рубля.
Большая часть контрактов метро Санкт-Петербурга достается членам кластера «Метрополитены и железнодорожная техника». В ней есть два крупнейших подрядчика подземки Санкт-Петербурга – «Метродеталь» и «НПЦ «Система». Первая компания с 2013 года получила от петербургского метро 3,5 млрд рублей, вторая – 1,5 млрд рублей.
Еще одна фирма, «ИПО «Юпитер», с 2013 года поставила метрополитену деталей на 2 млрд рублей. Ее возглавляет Юрий Прокопов, который до 2017 года был исполнительным директором кластера.
В 2016 году в 73 закупках участвовали только компании из ассоциации «Метрополитены и железнодорожная техника». Экономия по контрактам в среднем составила всего 2%. В 16 конкурсах с участием сторонних фирм цена контрактов снизилась на 17%.
С начала января 2017 года ГУП «Петербургский метрополитен» изменило правила закупки деталей. За полтора года, пока действовал новый регламент, участники кластера выиграли конкурс только один раз.
Осенью 2018 года подземка вновь начала закупать комплектующие по-старому. В конкурсах началась серьезная конкуренция, и тогда ГУП пошел на новый шаг. Он увеличил значение «квалификации»: компании, которые успешно поставляли детали, имели приоритет даже перед фирмами, предлагавшими цену ниже. После этого «Система» выиграла конкурс на 101 млн рублей, хотя ее соперник был готов поставить детали дешевле на 7%.
В питерском метро не ответили на запрос «Фонтанки».
Источник: