Энергетические предприятия, поставляющие тепло и электричество объектам Минобороны, не могут добиться погашения задолженности, которая копится уже более 10 лет. Управляющие структуры Минобороны, которые выступают должниками, банкротятся и заменяются другими компаниями, после чего схема повторяется, говорится в расследовании Russian Deadline.
Журналисты проанализировали ситуацию с жилищно-коммунальным хозяйством Минобороны при двух министрах — Анатолии Сердюкове, который прославился в связи с громким коррупционным скандалом, и Сергее Шойгу, пришедшем ему на смену.
Реформа от Сердюкова
Проблема с задолженностями за коммунальные услуги возникла после 2008 года — тогда российская армия перешла на одногодичный срок службы и Минобороны решило освободить военнослужащих от хозяйственных задач. Функции по управлению жилищно-коммунальным хозяйством ведомства были переданы специально созданным коммерческим организациям.
О работе новых структур авторы расследования рассказывают на примере акционерных обществ «Ремонтно-эксплуатационное управление» (РЭУ) и «Славянка». Эти компании разделили зоны ответственности: первая отвечала за поставку воды, электроэнергии и тепла, вторая — за ремонт казарм, общежитий и других объектов Минобороны.
Уже в первые два года эти организации накопили долги в десятки миллиардов рублей, не рассчитываясь с поставщиками коммунальных ресурсов. С 2011 года поставщики начали отключать объекты Минобороны от энергоснабжения. Управляющие компании обещали погасить долги, но этого не произошло. С учетом суммы долгов, банкротство компаний стало неизбежным. После отставки Сердюкова в ноябре 2012 года в ситуацию даже вмешивалась прокуратура: энергетикам, которые прекращали отапливать военные объекты в ряде регионов России, грозили ответственностью за самоуправство.
На сегодняшний день к АО «Ремонтно-эксплуатационное управление» подали 11,5 тысячи исков на общую сумму 46 млрд рублей, а к АО «Славянка» — 9,7 тысячи исков на общую сумму 52,4 млрд рублей. На работу последней компании жаловались жители военных городков: они заявляли, что крыши протекают, сами дома разрушаются, а мусор не вывозится. Некоторые дома для военнослужащих не ремонтировались в течение полувека.
Банкротство
В ходе коррупционного скандала с «Оборонсервисом» руководители «Славянки» и хозяйственного управления Минобороны попали под следствие, и впоследствии некоторые из них получили длительные сроки лишения свободы. На смену Сердюкову пришел Сергей Шойгу, которого сразу проинформировали о катастрофической ситуации с долгами коммунальных структур Минобороны, но обещание поэтапно погасить задолженность так и не было выполнено.
Компания «РЭУ», находясь в состоянии банкротства, не прекращала деятельность и продолжала увеличивать долг — его сумма с момента начала процедуры выросла в полтора раза, с 30 до сегодняшних размеров — 46 млрд рублей.
Перспектив погашения задолженности нет: общая стоимость имущества РЭУ оценивается примерно в 4 млрд рублей, а суд взыскивает с компании-банкрота в первую очередь текущие долги, которые возникли после банкротства. Первыми в очереди на взыскание оказываются структуры, связанные с Минобороны, а сторонние компании, которые давно судятся с РЭУ, не имеют шансов дождаться хоть каких-то выплат.
Пригожину доверили военное ЖКХ
По инициативе Сергея Шойгу разрозненные коммунальные структуры Минобороны в 2015 году заменили на единого поставщика-монополиста — АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства (АО «ГУ ЖКХ»). Формально эта компания не была связана с РЭУ и «Славянкой», но фактически ее возглавил один из топ-менеджеров «Славянки». Придя на смену банкротящимся компаниям, АО «ГУ ЖКХ» получило коммунальные активы Минобороны, но за долги своих предшественников не отвечало.
Навести порядок в военном коммунальном хозяйстве Шойгу так и не смог: вместо «Славянки» появилось «Главное управление жилищным фондом» (ООО «ГУЖФ»), которое получило в распоряжения десятки тысяч объектов недвижимости Минобороны и заключало контракты с множеством сомнительных компаний.
Так, в Петербурге большая часть контрактов досталась фиктивным фирмам, связанных с одной из организаций бизнесмена Евгения Пригожина, которого называют «поваром Путина», владельцем «фабрики троллей» и частных военных компаний, отправляющих наемников в горячие точки за пределами России. В результате повторилась ситуация со «Славянкой»: в начале 2017 года «ГУ ЖКХ» перестало обслуживать объекты оборонного ведомства и на сегодняшний день к обществу подано более 7 тысяч исков на общую сумму в 36,5 млрд рублей.
Реформа от Шойгу
Столкнувшись с новым кризисом в коммунальном хозяйстве Минобороны, Сергей Шойгу затеял собственную реформу, противоположную реформе Сердюкова. Он решил полностью отказаться от передачи хозяйственных функций сторонним организациям, чтобы установить прямой контроль министерства над его коммунальным хозяйством.
С весны 2017 года «ГУ ЖКХ» и «ГУЖФ» стали передавать свои полномочия новому оператору — ЦЖКУ. Из-за расхождения в тарифах к ноябрю 2017 года военные по всей стране получили квитанции с задолженностью за коммунальные услуги на суммы более 20 тысяч рублей.
Как и в прошлый раз, ЦЖКУ не признавало своими долги организаций-предшественников, а в руководстве новой структуры оказался человек из «Славянки». В итоге ситуация с долгами Минобороны после реформы Шойгу только ухудшилась: размер задолженности ведомстве перед поставщиками ресурсов в 2018 году побил рекорд.
Оценить общий размер задолженности ЦЖКУ сложно — в отличие от своих предшественников, она является не коммерческой организацией, а бюджетной, но только на Дальнем Востоке организация за полгода работы в 2017 году накопила долг в 1,2 млрд рублей, а в Петербурге — более 1 млрд рублей. К 2019 году долг перед «Газпромом» достиг 7,35 млрд рублей, а перед энергетической компанией «АтомЭнергоСбыт» — 1,7 млрд рублей.
Источник: