Вечером 8 декабря скончалась Людмила Алексеева. Она была у истоков диссидентского движения: распространяла с друзьями самиздат, перепечатывала «Хронику текущих событий», выступала в поддержку опальных писателей. Затем жила в эмиграции, вела программы на радио «Свобода» и «Голос Америки». Вернувшись в начале 1990-х, стала одним из лидеров российского правозащитного движения. Инфо24 собрал реакцию на уход старейшей российской правозащитницы.

Глава Совета по правам человека Михаил Федотов, первым сообщивший о смерти Алексеевой: «В последнее время ей было уже трудно справляться с болезнью, но дух ее как всегда был гораздо крепче тела и гораздо сильнее любых болезней.

Еще вчера и позавчера она давала поручения своей помощнице Лене Блиновой, и эти поручения касались помощи другим людям. Она оставалась правозащитником до последних мгновений, она действительно положила свою жизнь за други своя. Сказать, что нам будет ее не хватать — это ничего не сказать. Это страшная потеря для всего правозащитного движения России».

Член Московской Хельсинкской группы Валерий Борщев сказал «Интерфаксу»:

«Ушла эпоха. Людмила Михайловна являла собой продолжение традиций правозащитного движения 60-х — 70-х — 80-х годов, укореняла эти традиции в современной России, оставалась верна традициям, утверждала ценности правозащитного сообщества и прав человека».

Глава Счетной палаты, близкий к Кремлю экономист Алексей Кудрин:

«Людмила Алексеева была замечательным человеком, образцом настоящей, не крикливой гражданской доблести. Нет слов. Ее будет всем нам очень не хватать».

Это фотография с первого ОГФ, членом оргкомитета которого Людмила Михайловна являлась. Печальное совпадение, что ушла она в день шестого ОГФ. pic.twitter.com/wzMEPRECut

— Алексей Кудрин (@Aleksei_Kudrin) December 8, 2018

Бывший глава «Юкоса», спонсор ряда СМИ и правозащитных проектов Михаил Ходорковский написал в Twitter: «Скончалась Людмила Алексеева — выдающийся правозащитник, легенда. Она сделала много и для многих. Я среди них. Тех, кого она спасала. Вечная память!»

Журналист Олег Кашин вскоре после известия о смерти опубликовал в Facebook свою колонку об Алексеевой, написанную в июле 2017 года.

«Триумфальная площадь конца нулевых, и ОМОНовцы утаскивают в свой автобус пожилую женщину в костюме Снегурочки. Вот нашистский форум на Селигере, и портрет этой женщины, портрет Людмилы Алексеевой насажен на кол, а к голове ее приделана эсэсовская фуражка — патриотическая молодежь нетерпима к критикам власти и готова это наглядно демонстрировать. Потом осень на Триумфальной, и впервые Людмиле Алексеевой разрешают митинговать в согласованном порядке…

Это сон, конечно. Во сне картинки наплывают друг на друга вперемешку, растворяются и превращаются непонятно во что….

Gepostet von Oleg Kashin am Samstag, 8. Dezember 2018

Для людей, которые жили в России в нулевые, Людмила Алексеева — не столько советский диссидент или историк диссидентского движения (она автор большой фундаментальной книги о диссидентах), сколько герой гражданского сопротивления той власти, которая есть сейчас, человек, который митинговал против этой власти еще до того, когда это стало модно, человек, который протоптал нам всем дорогу на Болотную и на те улицы и площади, которые были после нее», — пишет Кашин.

Председатель Центризбиркома, бывшая глава СПЧ Элла Памфилова сказала ТАСС: «Трудно поверить, что ее теперь нет с нами. Это личность такого масштаба. Для всего правозащитного сообщества в России она была безусловным авторитетом, она была объединяющим лидером».

Уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова заявила «Интерфаксу»:

«Большое скорбное событие постигло всю Россию. Для всех людей, кто ценил, ценить и будет ценить демократию, свободу и права человека, Людмила Михайловна всегда была и останется символом честности, бескомпромиссной борьбы за человека, справедливости и высокого чувства достоинства».

В Мосгордуме уже заявили, что готовы увековечить память о правозащитнице.

«Она безусловно один из самых заслуженных людей, которые известны в обществе, и достойна того, чтобы имя ее было увековечено в Москве», — сказал агентству «Москва» замглавы комиссии Мосгордумы по культуре Антон Палеев.

Источник: info24.ru