Российский художник-акционист Петр Павленский и его бывшая соратница Оксана Шалыгина признаны виновными по делу о поджоге дверей Банка Франции в Париже, совершенном в октябре 2017 года. Соответствующее решение принял Парижский городской суд.

Максимальная санкция за умышленный поджог во Франции — до десяти лет лишения свободы и штраф в размере до 150 тысяч евро.

Павленский приговорен к трем годам лишения свободы, включая два года условного срока. Поскольку ему зачтут пребывание в предварительном заключении, вскоре он должен выйти на свободу.

Шалыгину приговорили к двум годам тюрьмы, включая 16 месяцев условного срока. Она также не будет отбывать наказание в заключении.

Кроме того, обоим подсудимым выписан штраф и запрещено ношение оружия в течение пяти лет.

Павленский фактически превратил заседание суда в очередную акцию, предварительно заявив, что посвящает ее маркизу де Саду. В качестве свидетеля со стороны защиты он пригласил незрячего человека, который рассуждал о символике огня, поэтическом осмыслении света и освещения.

В своей речи художник называл Банк Франции, построенный на месте Бастилии, «прецедентом чудовищного глумления над историей» страны, и призвал суд ради справедливости выпустить постановление о том, чтобы это здание убрали. Он также попросил снять с него все обвинения и «признать политическое искусство разрешенным на территории Франции».

«Или суд должен оправдать глумление власти над обществом, осудить меня на десять лет, чтобы подобных инцидентов больше не повторялось, и официально запретить на территории Франции», — сказал Павленский в самом начале заседания, после чего заявил о своем праве на молчание и больше не отвечал на вопросы судьи.

Обвинение требовало приговорить Павленского к четырем годам тюрьмы, включая полтора года условного срока, а также лишить его гражданских и родительских прав. Кроме того, прокурор настаивала, чтобы художнику пожизненно запретили носить оружие.

Для Шалыгиной обвинитель просила три года тюрьмы и такие же ограничения, как в отношении Павленского.

Прокурор, выступая в суде, подчеркнула, что после выхода на свободу Павленский с высокой долей вероятности возобновит свои акции, нарушающие закон. В качестве аргумента она привела устроенный художником перформанс – поджог дверей здания ФСБ на Лубянке в Москве.

«У них мало благодарности по отношению к стране, которая их приняла. Они совершили атаку не только на ее государственные институты, но и на ее историческое наследие», — отметила обвинитель.

Третьей стороной по делу – в качестве потерпевшего – выступал Банк Франции, требовавший от акционистов компенсации:

    материального ущерба в размере 18,67 тысячи евро,морального вреда в размере 5 тысяч евро,платы за услуги адвоката в размере 1 тысячи евро.

Адвокат обоих подсудимых Доминик Бейретер-Минков заявила судье, что за этим процессом следит весь мир. Она также напомнила, что французские власти, предоставляя Павленскому политическое убежище, были осведомлены о характере его творческой деятельности.

Дело Павленского

Петр Павленский — скандально известный российский художник-акционист. Свою первую акцию он провел в 2012 году в защиту участниц арт-группы Pussy Riot, которых судили за панк-молебен в храме. Суть акции заключалась в том, что Павленский зашил себе рот суровой ниткой и в таком виде устроил одиночный пикет возле Казанского собора в Санкт-Петербурге.

В мае 2013 года Павленский провел акцию «Туша»: ассистенты принесли его голым и завернутым в многослойный «кокон» из колючей проволоки ко входу в здание Законодательного собрания Санкт-Петербурга, где он лежал, не реагируя на реплики окружающих, — до тех пор, пока полицейские не освободили его от пут с помощью садовых ножниц.

В ноябре 2013 года Павленский прибил собственную мошонку гвоздем к каменной брусчатке на Красной площади. Эту акцию он назвал «Фиксация» и приурочил ко Дню полиции. На художника завели дело о хулиганстве, но суд отказался рассматривать его, сославшись на неправильно составленный протокол.

19 октября 2014 года Павленский, сидя обнаженным на крыше института психиатрии им. Сербского в Москве, отрезал себе ножом мочку правого уха. Эта акция, как следовало из его заявления, была направлена против использования психиатрии в политических целях.

9 ноября 2015 года Павленский провел акцию «Угроза» — поджег дверь здания ФСБ на Лубянке. В течение последующих 30 секунд его задержали за мелкое хулиганство, потом завели дело о вандализме (хотя сам художник на заседании суда просил переквалифицировать его действия как терроризм).

В марте 2016 года следствие переквалифицировало дело Павленского на «уничтожение или повреждение объектов культурного наследия или культурных ценностей», поскольку в здании ФСБ «в 1930-е годы содержались выдающиеся общественные деятели и деятели науки». Ущерб был оценен в 480 тысяч рублей; кроме того, суд выписал художнику штраф в размере 500 тысяч рублей.

В феврале 2017 года Павленский покинул Россию, не оплатив назначенный судом штраф. Его отъезд был связан с обвинениями в сексуальных домогательствах и избиении, которые выдвинула в адрес художника актриса «Театра.doc» Анастасия Слонина. Павленский назвал эти обвинения политически мотивированными. В мае 2017 года он получил политическое убежище во Франции.

В октябре 2017 года Павленский поджег здание Банка Франции в Париже. Свою акцию он назвал «Освещение» и объяснил тем, что банк находится на месте бывшей тюрьмы Бастилии («символа абсолютной монархии») и является «одним из основных символов оккупации Парижа». Вскоре художник был арестован, вместе с ним задержали его тогдашнюю соратницу Оксану Шалыгину.

В июне 2018 года французские психиатры дали заключение по итогам обследования Павленского. Они нашли у него несколько психических заболеваний, включая «бредовые навязчивые идеи» и «пограничное расстройство личности». Отметим, что в России художника несколько раз отправляли на психиатрическую экспертизу, но проводившие ее специалисты находили Павленского вменяемым.

Доклад французских психиатров стал основанием для бессрочного продления ареста художника.

8 сентября 2018 года Павленский пожаловался на пытки во французской тюрьме. Оксана Шалыгина изложила в Facebook его рассказ: «Пять-десять надзирателей валят на пол, душат, чтобы хрипел, выворачивают руки, перетягивают наручниками сзади так, чтобы рассекалась кожа на запястьях, выкручивают ноги, как будто хотят узел от бельевой веревки сделать, потом тащат, сдавливая шею и заламывая запястья, армейскими ботинками давят босые ноги, по возможности вдавливают в стену щитом или передавливают им ноги».

19 сентября 2018 года суд изменил Павленскому меру пресечения, отпустив его из-под стражи с обязательством отмечаться в полиции.

Источник: info24.ru