Суд Ростова-на-Дону 23 января отправил под домашний арест активистку общественного движения «Открытая Россия» Анастасию Шевченко, которой грозит до трех лет лишения свободы за участие в «нежелательной организации» (284.1 УК).

Это первое уголовное дело в России по этой статье — раньше наказывали только административно. Теперь, говорят юристы, уголовное преследование грозит еще девятерым активистам организации.

Инфо24 поговорил с представителями «Открытки» о безопасности активистов и возможных причинах возросшего давления.

* * *

Дело против Шевченко — первое в России по этой статье. Следствие объясняет уголовное преследование тем, что женщину неоднократно привлекали по административной статье 20.33 (Осуществление деятельности организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной ее деятельности на территории РФ). В рамках расследования сотрудники полиции провели обыски у восьмерых активистов движения в разных городах страны.

Шевченко – член федерального совета «Открытой России», бывший член общественно-политического движения «Солидарность». Во время президентской кампании 2018 года координировала региональный штаб Ксении Собчак. Регулярно принимает участие в протестных акциях.

21 января по делу Шевченко у восьми активистов движения в Ростове-на-Дону, Казани и Ульяновске также прошли обыски. Все они проходят по делу как свидетели.

Координатор правозащиты «Открытой России» Алексей Прянишников рассказал Инфо24, что считает уголовное преследование Шевченко неправомерным. Он утверждает, что движение не является «нежелательной организацией», а значит и наказывать Шевченко не за что.

«Есть список нежелательных организаций Минюста РФ, в котором есть две организации с названием «Открытая Россия», но на английском языке и зарегистрированных в Великобритании. Но дело в том, что эти организации не имеют к нам отношения, а одна из них вообще закрыта. Деятельность «Открытой России» происходит в России, ее участниками являются российские граждане и мы уверены, что просто не попадаем под этот репрессивный закон», — сказал правозащитник.

Статья о «нежелательных организациях»

Понятие «нежелательная организация» появилось в России в 2015 году после того, как приняли соответствующий закон. Под ним подразумевается иностранная или международная организация, которая может представлять угрозу РФ.

Если организацию вносят в список нежелательных, ее счета замораживают, а дочерние отделения закрывают. Нежелательным организациям запрещают проводить публичные мероприятия, а также хранить и распространять свои материалы. При нарушении этих требований организацию могут оштрафовать, а ее сотрудникам — запретить въезжать в Россию.

Сейчас в списке Минюста РФ 15 нежелательных организаций, в том числе:

    Национальный фонд в поддержку демократии (США);Американо-российский фонд по экономическому и правовому развитию (США);Open Russia Civic Movement, Open Russia (Общественное сетевое движение «Открытая Россия») (Великобритания); OR (Otkrytaya Rossia) («Открытая Россия») (Великобритания); Institute of Modern Russia, Inc («Институт современной России») (США).

Полный перечень есть на сайте Минюста.

За участие в деятельности нежелательной организации могут приговорить к заключению на срок от двух до шести лет.

Издание Znak.com рассказало сегодня о том, что по статье 20.33 КоАП (Осуществление деятельности организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной ее деятельности на территории РФ) за 2018 год к ответственности привлекли 53 активистов «Открытой России». Из них по два постановления, вступивших в силу, есть у семи человек, у еще двух активистов — по четыре. Таким образом, еще девятерым членам «Открытки» может грозить уголовное преследование.

Прянишников отметил, что организация окажет всю возможную юридическую помощь как Шевченко, так и другим активистам «как мы это всегда и делали».

«Мы не считаем, что она нарушила закон. Будем убеждать в этом сначала следователей, а затем и суды», — сказал юрист.

Цель правозащитников, по словам Прянишникова, не только защитить Шевченко, но и добиться отмены закона, который юрист назвал репрессивным.

«Юристы «Открытой России» подали жалобу на закон о нежелательных организациях в Конституционный суд РФ еще в ноябре 2018 года. Кроме того, правозащитники оспаривают правомерность административных дел по тому же закону о нежелательных организациях в ЕСПЧ. Жалоба на административное дело в отношении Анастасии Шевченко как раз недавно была зарегистрирована Европейским судом», — отметил Прянишников.

Кроме защиты своих сторонников в судах, члены «Открытой России» пытаются воззвать и к вниманию общественности. Председатель общественного движения Андрей Пивоваров рассказал, что организация планирует развернуть широкую общественную кампанию «за отмену репрессивной статьи». Он напомнил, что сегодня в Совет по правам человека при президенте РФ поступило обращение, которое подписало больше 30 известных общественных и политических деятелей.

«Это общественная кампания, с требованием не просто отмены этого уголовного дела, а отмены самой статьи. Были такие прецеденты уже, например, кейс [гражданского активиста] Ильдара Дадина (первый осужденный в России за неоднократное нарушение правил проведения митингов и пикетов, 212.1 УК), которого посадили после двух административок (административных дел) и после этого возникла общественная кампания, которая привела к отмене уголовного преследования за участие в митингах», — сказал Пивоваров.

Он добавил, что история Дадина похожа на дело Шевченко, и подчеркнул, что «Открытая Россия» будет добиваться не только оправдательного приговора для своей активистки, но и отмены статьи 284.1 УК.

Председатель комитета по гражданским свободам и гражданской активности СПЧ Николай Сванидзе сказал, что Совет уже принял во внимание обращение общественников и будет держать дело Шевченко на контроле.

Пивоваров при этом уверен, что дело против Шевченко — политическое.

«Раньше, для того чтобы политических оппонентов привлечь к уголовной ответственности, приходилось выдумывать какие-то кражи, хулиганство, нарушения других законов — сейчас просто людей привлекают за то, что они состоят в общественной организации, выступают с гражданскими требованиями, участвуют в выборах, образовательных проектах. Это не террористы, не экстремисты, это просто люди, которые поддерживают некую программу», — отметил юрист.

Он так же обратил внимание на то, что «Открытая Россия» — это не иностранная организация, а все члены движения — граждане РФ и финансируется оно из средств российских граждан, а статья 284.1 УК предусматривает наказание за участие в иностранных движениях.

Основатель «Открытой России» Михаил Ходорковский также назвал дело «политическим».

«Мы имеем дело с политическим преследованием в кристально чистом виде. ОР будет защищать своих активистов, я буду им в этом помогать», — написал он в Facebook.

По мнению Пивоварова, причина возросшего давления на «Открытую Россию» (за три недели 2019 года на участников уже завели два уголовных дела и как минимум к десятерым приходили с обысками) — поиск врага на фоне падения рейтингов власти.

Рекордно низкие рейтинги

ВЦИОМ провел 18 января очередной опрос, по результатам которого выяснилось, что рейтинг доверия президенту РФ Владимиру Путину как политику опустился до исторического минимума — 33,4%. Предыдущее рекордное падение фиксировали в марте 2005 года. Оно было связано с монетизацией льгот.

«Открытка» — политическое движение, но существуют очень близкие к нам информационные ресурсы, правозащитное движение и суммарно охватываем разные спектры жизни: делаем расследования, занимаемся правозащитой, поддерживаем политических заключенных, оппонируем власти. И, видимо, как самую удобную цель выбрали движение. Давление может быть связано с падением рейтинга. Власть проигрывает выборы. Мы видим по последним голосованиям, что все меньше и меньше людей доверяет государству. И, возможно, какая-то структура решила проявить себя и найти врага. Всегда очень удобно говорить, что это не мы такие неэффективные и много воруем, а есть какие-то враги, которые все портят», — сказал председатель «Открытой России».

Нежелательная организация «Открытая Россия»

«Открытая Россия» — общественное сетевое движение. Его создал живущий в Лондоне российский бизнесмен Михаил Ходорковский. Он же является главным спонсором движения, объявившего своей целью борьбу за права человека и честные выборы.

Сейчас в состав «Открытой России» входит общественное движение, правозащитная организация, образовательные проекты и СМИ «МБХ медиа».

26 апреля 2017 года Генпрокуратура признала нежелательными зарубежные организации OR (Otkrytaya Rossia), Open Russia Civic Movement, Open Russia (Общественное сетевое движение «Открытая Россия») в Великобритании, а также Institute of Modern Russia, Inc («Институт современной России») в США. Тогда Минюст заявил, что в России нет филиалов этих организаций.

Тем не менее активистов «Открытой России», не имеющей официального статуса, обвиняют в работе на британскую организацию.

Кроме того, Пивоваров заметил, что единственные люди в России, которых привлекали по административной статье за участие в нежелательной организации — это активисты «Открытой России».

«Это политическая статья, которая была сделана против нашей структуры. Но мы не собираемся сбрасывать обороты и будем работать больше и лучше», — заключил Пивоваров.

Автор законопроекта об уголовном преследовании за участие в деятельности нежелательных организаций Антон Ищенко из ЛДПР, который в 2015 году был депутатом Госдумы (когда приняли закон), в разговоре с Инфо24 сказал, что сейчас его не интересует политика и он не может сказать, правильно ли работает придуманный им закон.

Ранее против координатора «Открытой России» в Пскове Лии Милушкиной и ее мужа Артема возбудили уголовное дело по обвинению в торговле наркотиками. В качестве меры пресечения суд избрал Лие домашний арест, а ее супруга отправил в СИЗО. Следующее заседание должно пройти в середине марта.

Текст: Алексей Полоротов

Источник: info24.ru