В соцсетях появились анонимные сообщения о массовых издевательствах над солдатами на забайкальском полигоне Цугол в военной части Могойтуйского района. В феврале 2019 года в протекающей неподалеку реке нашли труп солдата. Инфо24 собрал все, что известно об этой истории.

Анонимный призыв о помощи

Неизвестные от лица срочников опубликовали в Instagram и «ВКонтакте» обращение с просьбой о помощи. По словам автора, на военном полигоне, куда на учения отправили несколько военных частей, «творится настоящий ад».

«Пьяные офицеры, «летёхи» с учмлища и другие малодые офицеры жестоко бьют нас заставляют отжиматся стоять на голове», — сказано в публикации (орфография и пунктуация автора).

View this post on Instagram

Сообщение от подписчика. #забайкалье #чита #регион75

A post shared by Чита | Chita (@chita75_) on Mar 19, 2019 at 6:15am PDT

В сообщении утверждается, что офицеры заставляют звонить родственникам домой и говорить, что «всё хорошо». Также автор заявил о попытках некоторых солдат покончить с собой и подчеркнул, что «мы уже на грани».

«Вымогают деньги на алкашку и наркоту угрожают изнасиловать и утопить в реке Онон! <…> Спасите нас, пожалуйста», — говорится в сообщении.

Некоторые пользователи оставили под постом комментарии, которые подтверждают факты дедовщины.

Фото: Instagram

Реакция властей

В военной прокуратуре Забайкальского края Инфо24 заявили, что сотрудники ведомства уже выехали на полигон и проверяют информацию из соцсетей. В прокуратуре Борзинского гарнизона сказали, что с утра 20 марта на месте работают сотрудники ФСБ. Проверка продолжается.

«Правда или нет, проверка пока ничего не подтвердила: представьте себе, на Цуголе сейчас стоит тысяча солдат, столько частей понаехало! Еще неизвестно, какие именно это срочники», – сообщили изданию «Сибирь.Реалии» в военной прокуратуре Читинского гарнизона.

В пресс-службе Восточного военного округа анонимные сообщения о дедовщине назвали абсурдом, поскольку солдат ежедневно осматривают и проверяют, нет ли у них телесных повреждений.

«Несмотря на отсутствие в публикации информации о конкретных случаях нарушений, а лишь огульное обвинение всех и вся <…> проводится проверка всех соединений и воинских частей, дислоцированных в регионе», — сказал начальник пресс-службы округа, полковник Александр Гордеев.

В федеральном Комитете солдатских матерей Инфо24 рассказали, что историю расследует Военное следственное управление Следственного комитета Восточного военного округа.

«Мы не можем сейчас комментировать, поскольку это может помешать следственным действиям», — добавили в Комитете солдатских матерей.

В забайкальском отделении организации заявили, что готовы обратиться в региональную Общественную палату и отправить на полигон своих представителей.

Накануне в Восточном военном округе началась масштабная проверка боеготовности. В частности, на Цуголе проверяли боевую подготовку и военную технику в полевых условиях. По словам источника издания «Чита.ру», в связи с этим «вымогательства пьяных лейтенантов в этой ситуации маловероятны».

Опасная служба в Забайкалье

В феврале 2019 года на берегу реки Онон (которая упоминается в анонимном посте про дедовщину) в замерзшем льду нашли тело срочника Батора Дугаржапова, который пропал в сентябре 2018 года во время учений «Восход-2018» на Цуголе — полигон является одним из основных мест проведения маневров.

По словам сослуживца Дугаржапова, солдат упал в воду с катера. Командование не спешило обращаться в правоохранительных органы. Военные пытались самостоятельно найти срочника, в том числе при помощи вертолетов.

В августе 2018 года в Комитет солдатских матерей обращался один из служивших на Цуголе срочников, который рассказал о случае массового отравления.

«Всю нашу адекватную еду продают и покупают премиум класса еду командирам. Офицерам тоже такую же еду дают, как нам, и они ничего не могут сделать, потому что там питаются генералы, полковники. Но офицеры могут дойти до кафе…», — сообщал он.

Тогда же в комитет обратилась многодетная мать, чей сын также служил на Цуголе. По ее словам, ночью во время дежурства неизвестные украли пилу, после чего у новобранцев стали вымогать 10 тысяч рублей «за утрату имущества». В противном случае офицеры якобы грозились сообщить об этом случае высшему руководству.

В ноябре 2017 года офицер и контрактник погибли при взрыве на полигоне Цугол во время очистки полей от несработавших боеприпасов, еще пятеро человек оказались ранены.

В апреле 2017 года в Забайкалье срочник подорвался на мине, после того, как он отклонился от маршрута во время патрулирования возле склада боеприпасов. После шестичасовой операции молодой человек скончался.

Источник: info24.ru