Российское министерство транспорта разработало комплекс мер по сдерживанию роста цен на авиабилеты — и, в частности, предлагает избавить перевозчиков от «навязывания услуг» аэропортов. Предложения Минтранса переданы на рассмотрение в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) РФ.

Если инициатива ведомства будет реализована, то авиакомпании получат право неограниченного доступа к территории аэропортов и смогут сами выбирать поставщиков тех или иных услуг, связанных с обслуживанием рейсов.

Предложения Минтранса имеют вид поправок в постановление правительства № 599 от 22 июля 2009 года «О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах». В их подготовке участвовали представители российских авиаперевозчиков.

Новшества, предлагаемые министерством транспорта, заключаются в следующем:

    конкурентные виды услуг (например, заправку самолета топливом, водой, загрузку бортового питания, постановку в ангар, уборку салона и т.д.) в аэропортах должны будут оказывать не менее двух операторов,авиакомпании будут платить только за реально оказанные услуги (в которые не входит, например, доступ к инфраструктуре аэропорта).

Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) отмечает, что авиакомпании должны иметь выбор — обслуживать рейсы своими силами или пользоваться платными услугами сторонних операторов. Но на практике аэропорты зачастую ограничивают допуск компаний на свою территорию, а если дают его — то на платной основе. «Нет самого порядка допуска», — пояснил президент АЭВТ Владимир Тасун.

Жалоба в ФАС на навязывание услуг аэропортов

В 2018 году ассоциация жаловалась в ФАС на руководство аэропортов Пулково (Санкт-Петербург) и Домодедово (Москва), навязывающее плату за допуск на свою территорию операторов авиакомпаний. Антимонопольщики направляли управляющим компаниям этих аэропортов соответствующие предупреждения.

Однако эксперты указывают на то, что в региональных аэропортах инициатива Минтранса может «драматически изменить ситуацию» — они лишатся фактически единственной возможности окупить свои эксплуатационные затраты. Если аэропорты в крупных городах получают до 50% выручки от арендаторов и концессионеров, то в провинции неавиационные доходы в разы ниже.

В целом не исключено, что аэропорты начнут компенсировать потерю доходов за счет повышения других сборов и тарифов, вынуждая авиакомпании ими пользоваться, — например, сделают дороже допуск сотрудников авиаперевозчиков на территорию аэропортов.

Источник: info24.ru