Оператор фискальных данных «Первый ОФД», собирающий сведения о продажах для передачи в налоговую службу, разослал клиентам предупреждения о том, что данные о покупках в магазинах, включая приобретения онлайн, «утекают в неизвестном направлении», пишут «Известия».

В письме «Первого ОФД», имеющегося в распоряжении газеты, говорится, что «кассовая техника была перенастроена на передачу данных третьим лицам», хотя эта высокорискованная практика противоречит закону о персональных данных.

В ОФД подчеркнули, что кассовые аппараты должны быть настроены на передачу фискальных данных только оператору — иначе он «снимает с себя ответственность за возможные перебои и утечку информации».

В сервисном центре «Первого ОФД» пояснили, что выявлен ряд случаев, когда настройки касс были изменены, и информация уходила «на сторону, в неизвестном направлении» — условно говоря, «от торговца бытовой техникой к продуктовому ретейлеру».

Участники отрасли подтвердили, что установленное на кассовую технику программное обеспечение действительно способно вести сбор данных без ведома владельца аппарата и передавать их третьей стороне с целью последующей перепродажи. «Однако это вопрос к добросовестности разработчиков, а не к ОФД или их клиентам», — подчеркнул замгендиректора ОФД «Электронный экспресс» Владимир Пащак.

Российские законы разрешают ОФД обрабатывать данные для исследований и статистики — при условии, что они остаются обезличенными, — причем без согласия клиента. Если проводится обработка информации о конкретных операциях покупателей, оператор должен получить согласие клиента.

Однако, как отмечают «Известия», не все данные, которые россияне могут считать «персональными», являются таковыми по закону. Например, под это понятие не подпадают адреса электронной почты и номера телефонов, указываемые в кассовых чеках.

Источник: info24.ru