Яхтсменка Ирина Грачева рассказала «Петербургскому дневнику», зачем она покоряет морские просторы

Парусным спортом Ирина занимается с детства – уже более 20 лет – и с удовольствием рассекает по морям и океанам под белоснежными парусами. Она уверена, что в яхтинге предела для роста спортсмена нет в принципе. С одной стороны, яхтсмен развивается физически, ведь для управления парусами требуется немало сил, а с другой – осваивает множество сопутствующих наук, необходимых для хождения по большой воде: навигацию, метеорологию, механику и многое другое.

ИСПЫТАТЬ СЕБЯ 

Прошлым летом вместе с коллегой из Швеции Микаэлем Рюкингом Ирина Грачева установила мировой рекорд скорости – совершила на 12-метровой яхте Talanta трансатлантический переход по маршруту Бермуды – Плимут. На преодоление 2900 миль ушло всего 13  дней: впервые однокорпусная лодка прошла такую дистанцию за столь короткий срок.

«В каждой гонке действуют определенные правила, за исполнением которых строго следят организаторы и судьи. В первую очередь, в любой гонке запрещено получение помощи со стороны, а единственным средством движения должен быть парус. Использование двигателя или получение посторонней помощи приводит к дисквалификации», — поясняет Ирина Грачева.

Где-то на середине пути к Плимуту дорогу спортсменам преградил мощный циклон. Они получили информацию о грядущей буре заранее, но решили пройти сквозь шторм и испытать себя.

«Микаэль, мой шкипер в том плавании, всегда любил сильные ветра и большие скорости, к тому же путь через шторм был самым коротким. Трое суток мы боролись со стихией, ветер достигал 45 узлов с порывами до 60», – рассказывает яхтсменка.

Между тем, волны достигали высоты в 10-12 метров. В очередную вахту Ирины на лодку обрушилась аномальная волна.

«Волны идут группами, с различной высотой и частотой колебаний, иногда они накладываются друг на друга так, что получается аномальная по высоте и направлению движения волна. Одна из них обрушилась на нас, в мгновение ока яхта опрокинулась на бок, а меня буквально катапультировало, — продолжает рассказ Ирина. — На несколько секунд я зависла над бурлящим океаном, от падения в пропасть которого меня удерживал лишь тоненький тросик, которым я была пристегнута к яхте. Мы были на пределе, спали не снимая мокрой одежды и в спасательных жилетах». 

К счастью, яхта, как неваляшка, вернулась в нормальное положение, как только волна прошла. За время этого путешествия ветер в клочья порвал пять парусов, яхта дважды ложилась мачтой на воду, но всякий раз судно выходило из боя победителем.

«Шторм стал бесценным опытом и испытанием личных качеств, теперь я знаю, что могу. Например, во время одиночной гонки из Франции на Азоры поступила информация о приближающихся сильных ветрах и холодных фронтах, многие спортсмены пытались уйти от непогоды, я не отвернула, прошла насквозь и получила серьезное преимущество в гонке», — отмечает Ирина.

Она подчеркнула, что шторм необходимо понимать, если неправильно рассчитать его размах, вместо ускорения лодка может сильно потерять ход, идя в аварийном режиме и тратя силы на борьбу с беспощадным ветром и волнами.

ОБРАЗ ЖИЗНИ 

Как поясняет Ирина, профессиональное занятие яхтингом занимает все свободное время спортсмена. В экипаже еще можно разделить часть обязанностей, один выступает в роли тактика, другой рулевого, третий занимается парусами. Совсем другое дело одиночные походы, где спортсмен должен быть специалистом во всех этих областях.

Зимой спортсмены Северной столицы продолжают тренировки на буерах, парусных судах, приспособленных для хождения под парусом по льду. Пробуют себя в кайтинге, то есть катании на лыжах с помощью воздушного змея или паруса.

«Конечно, в странах, имеющих круглогодичный доступ к теплым морям, яхтинг развит больше, чем в России. А в межсезонье многие яхтсмены уезжают в теплые страны, чтобы принять участие в очередной гонке или продолжить тренировки на большой воде», — говорит Ирина.

СЛОЖНОСТИ ЖИЗНИ ГОНЩИКА 

На сегодняшний день, Ирина Грачева приняла участие почти в сотне соревнований различного масштаба.

«Каждая гонка требует стратегического планирования, то есть анализа ожидаемых метеоусловий, конфигурации берега, возможной смены направления ветра. Еще есть тактическое планирование – поправки на месте, которые зависят от положения яхты относительно соперников, понимание того, как удержать свою позицию, улучшить результат в развивающейся обстановке», — говорит она.

Спортсменка добавила, что старт парусной регаты нельзя сравнивать с автогонками и подобными видами спорта. Парусное судно не стоит на месте, постоянно находится в движении. Обычная предстартовая процедура занимает около пяти минут. В это время яхты ходят разными курсами, ожидая сигнала, и постоянно оценивают время и свое положение, чтобы пересечь стартовую линию в момент подачи сигнала на оптимальной скорости.

По словам яхтсменки, в среднем 10% гонщиков одиночного флота международного класса «Мини 6.5», в котором она гоняется сейчас, не финишируют из-за различных технических поломок или капризов природы. Согласно международному морскому праву, получив сигнал sos или видя происходящее бедствие, любое судно должно откликнуться и поспешить на помощь, за бездействие предусмотрена уголовная ответственность. За историю гонок, не раз участники прерывали состязание, чтобы спасти экипажи тонущих судов. К тому же среди яхтсменов считается правилом хорошего тона подойти к судну соперника, получившему те или иные повреждения, и поинтересоваться, требуется ли помощь.

«Для самих яхт серьезную опасность представляет столкновение с объектами в воде. Это может быть большое бревно, унесенное в океан ураганом, упавший в воду контейнер с сухогруза и даже кит», — рассказывает Ирина.

ПОЙМАТЬ ОКНО 

Если яхта собирается установить очередной рекорд скорости, важно правильно выбрать погодное «окно», чтобы природа способствовала, а не препятствовала движению. Изначально можно определиться со временем года для путешествия. Например, осенью в Северном полушарии пассаты (постоянные ветра) дуют в Атлантике с востока на запад, это можно использовать.

«Бывает, что спортсмены, которые идут на мировой рекорд, месяцами ждут подходящей погоды на маршруте», — отмечает яхтсменка.

В гонках яхтенного флота старт дается независимо от погодных условий.

Она сообщила, что практически во всех современных соревнованиях разрешено пользоваться специальными компьютерными программами, позволяющими следить за изменениями погодных условий, получать прогноз и автоматически строить маршрут. Через спутниковую сеть можно получить погодные файлы, которые обрабатываются на компьютере специальными приложениями и комбинируются с высчитанной заранее полярой скорости. В результате программа вычисляет рекомендуемый маршрут и выдает данные о силе и направлении ветра, изменении атмосферного давления, предполагаемой скорости яхты на каждом из этапов этого маршрута. Компьютер выдает довольно точные рекомендации, когда и какие паруса лучше поставить, чтобы лодка могла двигаться с наивысшей скоростью. Но окончательное решение о выборе маршрута и парусов всегда остается за шкипером – его опыт может быть точнее любого прогноза.

При этом есть гонки, которые ставят своей целью усложнить жизнь яхтсменам и проверить их таланты и опыт без использования компьютера. В таких гонках запрещено пользоваться компьютерными программами, спортсмен должен сам определять свое местоположение в океане, следить за изменениями погоды и оперативно реагировать на быстроменяющиеся условия плавания.

БОЛЬШАЯ ГОНКА 

В сентябре этого года, на своей яхте «Кашаса» Ирина Грачева примет участие в знаменитой гонке Mini Transat — одиночная парусная гонка через Атлантический океан на яхтах длиной всего 6,5 метра. Она входит в ТОП-10 самых престижных соревнований мира. Гонка связана с большим риском для жизни и привлекает к себе внимание миллионов болельщиков по всему миру.

Регата состоит из двух этапов. Первый — от французского порта Ла-Рошель до Канарских островов. Протяженность — 1350 миль. Второй этап предполагает трансатлантический переход от Канарских островов до Мартиники. Протяженность – 2700 миль. Первый этап Ирина планирует преодолеть за 10 дней, второй за 18. Интересно, что близкие спортсменов могут следить за успехами родных только по трекерам на виртуальной карте, связь между судном и большой землей на время гонок запрещена.

Во время гонки Mini Transat, участникам также запрещено пользоваться электронными системами навигации, позволяющими получать и автоматически анализировать информацию о погоде, использовать двигатель яхты (ход только под парусами).

«Для участия в гонке необходимо выполнить большое количество заданий по астронавигации и другим дисциплинам. Принять участие в нескольких квалификационных испытаниях, в частности, совершить одиночное безостановочное плавание на 1000 миль и набрать еще 1500 миль в гонках официального календаря класса. Только хорошо подготовленные спортсмены допускаются до трансатлантической гонки», — сказала яхтсменка.
Она также акцентировала внимание, что яхты для такой гонки оборудуются по первой категории безопасности. Это связано с тем, что расстояние между участниками на маршруте может достигать 100-200 миль, а это более суток пути, если потребуется помощь. На Кашасе есть спасательный плот, несколько спасательных жилетов, аварийный запас еды и воды, костюм для выживания, спутниковые маячки, которые при активации подают сигнал бедствия, который поступает в координационный центр. Там, получив сигнал, направляют на помощь ближайшие суда.

После завершения соревнований Mini Transat, Ирина Грачева планирует продолжить карьеру яхтсмена-одиночника и начать подготовку к одиночной кругосветной гонке. Такие соревнования могут длиться от двух месяцев на скоростных яхтах, до года на классических судах. Причем заходить в порты, чтобы пополнить запасы, нельзя, все необходимое в пути нужно взять с собой, еще можно рыбку половить. Впрочем, сроки хранения современных продуктов позволяют запастись пищей впрок на год вперед.

ПОМОЩНИК В ПУТИ 

Одиночные соревнования требуют от спортсменов практически круглосуточной и тяжелой работы, необходимо менять паруса, следить за обстановкой, анализировать погодные условия, просчитывать маршрут. Понятно, что даже самые стойкие спортсмены не могут совсем обойтись без сна. Для этого в их арсенале есть автопилот, но полностью доверить судно искусственному интеллекту и погрузиться в объятия Морфея нельзя.

«Когда гонка только начинается, вокруг много судов других участников, у берега еще рыбаки и вообще оживленное движение, поэтому первые сутки я обычно не сплю вовсе. Потом можно позволить себе отдыхать по 20-30 минут, после чего встаешь, проверяешь оборудование, выходишь на палубу и удостоверяешься, что все нормально собственными глазами, если все хорошо, можно поспать еще полчаса. К этому ритму быстро привыкаешь», — делится Ирина.

По ее словам, в пути времени на развлечения нет, собственно, главное развлечение для яхтсменов представляет сама гонка. Исключение яхтсменка делает только для музыки.

«Есть люди, которым тяжело долгое время находиться вдали от людей, мне же комфортно оставаться наедине с океаном. Главное — быть уверенным в себе и своей лодке, иметь запасной план на каждую ситуацию, — сказала Грачева. – Опытные «одиночники» рассказывают, что в затяжных плаваниях у них бывают галлюцинации, чаще слуховые, иногда поворачиваются и видят человека, который с ними разговаривает или что-то в воде. Это происходит из-за усталости, плюс не все готовы к продолжительному одиночеству, по словам старожилов, лучшее лекарство в таком случае – сон».

С провизией все просто – чем меньше веса взято на борт, тем быстрее яхта идет к победе. Как следствие, на борту минимальное количество сублимированной еды и воды с небольшим запасом на непредвиденный случай.

«Еще беру с собой немного фруктов и сладостей, чтобы порадовать себя», — добавляет яхтсменка.

Яхтинг не только тяжелый труд, но и настоящая романтика. Нередко яхту сопровождают дельфины, иногда встречаются киты, а перед спортсменом лежит весь мир.

СПРАВКА 

Яхта Ирины Грачевой «Кашаса» – это небольшая, однако высокотехнологическая лодка длиной 6,5 метра и шириной 3 метра. Высота мачты составляет 11 метров, вес – около 1200  килограммов. На борту яхты установлено навигационное оборудование, автопилот, а также есть целая библиотека бумажных карт и навигационных книг.

Источник: spbdnevnik.ru