Любых родителей, воспитывающих малыша до года, волнует вопрос о своевременном речевом развитии. Ведь формирование речи является неотъемлемой частью гармоничной социализации и коммуникации ребенка. В каком возрасте малыш должен начать говорить, что подразумевает под собой понятие «развитие речи» и какие факторы влияют на его формирование рассмотрим в данной статье.

Итак, что же происходит в первые дни и месяцы после рождения.

Речевое развитие от рождения до года

Содержание

    Речевое развитие от рождения до года
      Период пренатального развитияРефлекторный крикГуление и гуканиеЛепет

    Речевое развитие ребёнка 1-3 годаПричины для беспокойстваКак помочь ребенку?Советы родителям

С самого рождения ребенка окружает множество звуков. Это шелест листвы за окном, звуки природы, шум от бытовых приборов, тиканье часов, различные музыкальные мелодии и многое другое. Но лишь звуки речи из всех окружающих шумов в последствии будут главным инструментом овладения умением говорить, передавать информацию, побуждать к действию и воспринимать речь на слух. Речевое развитие начинается еще задолго до первых слов, фраз и предложений, а речь является одним из важных функций в развитии гармоничной личности.

В настоящее время у будущих родителей множество возможностей подготовится к рождению малыша. Пройти обследование во время планирования беременности и ожидании малыша, уменьшить риск патологического формирования и осложнений на этапе пренатального периода развития ребенка.

Период пренатального развития

Это период, характеризующий зарождение нового организма и всех необходимых для нормального функционирования процессов.

Чем же он важен для развития речи?

Происходит формирование низшей нервной деятельности, отвечающей за деятельность центральной нервной системы. Эта деятельность направлена на регуляцию функций внутри организма, на объединение его в единое целое.

Уже на двенадцатой неделе развития плода начинают формироваться безусловные рефлексы: первые сосательные и дыхательные движения. А на 4-5 месяце наблюдается движение конечностей. Поэтому будущей маме особенно важно заботиться о своём здоровье, правильном питании и режиме дня в первые месяцы беременности, ведь, заботясь о себе, она в первую очередь оберегает от нежелательных опасных факторов своего будущего малыша.

Развитие коры больших полушарий, в которой формируются речевые зоны, начинается с 3-го месяца внутриутробного развития.

После рождения первая сигнальная система новорожденного (органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, тактильное восприятие) находится в зачаточном состоянии, признаки второй сигнальной системы (речь, её восприятие) отсутствуют. Однако у крохи наблюдаются рефлекторные реакции, которые будут закладываться как основа дальнейшей социализации и коммуникативного поведения. Уже с первых дней жизни проявляется реакция на лицо человека, в частности матери. Если такая реакция отсутствует, это может послужить поводом для консультации невролога. Также на коммуникацию направлен компонент вокализации. Это первый крик – звуковая реакция, свидетельствующий о дискомфорте, призывающий к удовлетворению базовых потребностей.

В первый год жизни ребенка у родителей возникают вопросы о этапах становления физиологических способностей. Не менее важным является психоречевое развитие. Знание особенностей развития высшей нервной деятельности детей раннего возраста является одним из важнейших условий для эффективной организации процесса воспитания и обучения ребенка.

Рассмотрим подготовительный доречевой период, который предшествует первым словам и фразам, и является важным фундаментом становления речевых процессов.

Рефлекторный крик

С момента рождения ребенок проявляет голосовые реакции, далёкие от звуков человеческой речи. Эти проявления имеют важное значение для координации дыхательного, артикуляционного и голосового отделов речевого аппарата.

Крик младенца представляет собой оборонительную реакцию на физический дискомфорт с физиологической точки зрения. Крик является одной из физических реакций организма в рамках механизма саморегуляции. В нём невозможно выделить отдельные звуки, разбить на составляющие компоненты.

Вокализации новорожденного необычайно вариативны, отличающиеся по своему характеру. Нет двух детей, которые кричали бы одинаково. Производство звука напрямую связано с работой диафрагмы дыхательного отдела, голосовые связки не участвуют в образовании вокализаций. Голосовая щель при работе диафрагмы функционирует неодинаково: либо спазматически сжата, либо широко открыта. Крик создает предпосылки для появления речевых звуков в будущем, подобно образованию гласных или согласных. Но, анализируя их, можно выявить, что вокализации бесструктурны, как и звуковые сигналы животных и не имеют ничего общего с гласными или согласными звуками.

Стадия рефлекторного крика и плача имеет важное значение для формирования основных речевых отделов так как она готовит почву для последующего развития интонации, тембра голоса, активизирует артикуляторный аппарат.

Длительность данной стадии – около двух месяцев. Данные исследователей выявили любопытные факты проявления вокализаций у младенцев, воспитывающихся в различных условиях: семья, дома ребёнка. Исследования показали, что с 8-ой недели жизни плач ребенка имеет различия, на частоту и характер вокализаций оказывает влияние грудное вскармливание, реакция матери на крик, особенности сна детей, ношение в слинге. Наблюдается снижение общего количества криков у детей, получающих своевременную заботу и помещенных в необходимые условия.

Спустя две недели после рождения малыш начинает всё больше адаптироваться в условиях окружающего мира, ребёнок реагирует на голос говорящего. Он может прислушиваться, переставать кричать при мелодичной колыбельной, поворачивать голову в сторону речи. Затем происходит реакция на интонацию говорящего.

Приходит время следующей стадии речевого развития.

Гуление и гукание

Эта стадия прослеживается у разных детей с двух до пяти месяцев. Гуление, как и крик с плачем является сутью реализации наследственной программы развития голоса у младенцев. Они не предполагают обратной связи и появляются даже у глухонемых от рождения детей. Гуление детей напоминает воркования голубя и представляет собой монотонную вокализацию, фонацию дослогового типа. Гукание проявляется в воспроизведении звукокомплексов, коротких звуковых реакциях, типа: агу, угу, убу, эбн, эбм… Такие звукокомплексы проявляются при выражении положительных эмоций у ребенка. Малыш гулит лишь тогда, когда пребывает в наиболее комфортном состоянии. Гуление развивается на фоне связанных с рефлексами дыхания, сосания и глотания генетических предпосылок и в развитии речи выполняют роль тренировки речевого аппарата.

В этот период продолжает функционировать крик параллельно с гуканьем и гулением. Он преображается во вскрики и плач. В данном случае это выражение отрицательных эмоций. В ситуациях, когда необходимо выразить недовольство при отрицательном контакте с внешним миром реализуются плач и вскрики. Это может быть испуг, боль, некомфортные температурные условия.

Малыш развивается и открывает для себя другие интересные голосовые возможности.

Лепет

Этот период отмечается в период с 4 до 7 месяцев. Ребенком производятся слоговые ряды, похожие на слова, но не несущие смысла, например, баба, дада, гаги, мама. Малыш может произносить звуки, несвойственные человеческой речи, различное «щелканье», «бульканье», а также звуки самых разных языков мира. Этап лепета является эволюцией рефлекса имитации. Здесь имеют место эхолалии – подражательные звуки ребенка, артикулируемые бессознательно. При этом малыш может подражать самому себе, такое явление называется аутоэхолалией. Во время лепета центральная нервная система малыша помимо аутослуховых получает комплекс кинестетических сигналов при движении мышц артикуляционного аппарата. Совокупность кинестетических и аутослуховых раздражителей является базой для возникновения речи и в центральной нервной системе появляются звукокомплексы «перворечь». Когда складываются собственные кинестетически-слуховые комплекса, малыш узнаёт их в речи взрослых и интенсивно повторяет на подражательной основе. Если ребенок не артикулировал какие-либо звукокомплексы, они не остаются в его речевой базе, соответственно кроха не слышит их в речи взрослых и не повторяет. При возникновении лепета также проявляется явление эхопраксии, при котором ребенок благодаря зрению перенимает артикуляцию взрослых.

С последующей речевой практикой различаются отдельные звуки окружающей среды и остаются близкие к речевым. К полугодовалому рубежу у крохи представлены особенности фонетики родного языка. Американские ученые установили этот факт в исследованиях лепета детей англоязычных и азиатских стран. Эксперимент был представлен в американском учебном заведении, где китайским и американским студентам было предложено отличить лепет своих земляков.

Отличием от предыдущего этапа является работа не только артикуляционного аппарата, но и слухового анализатора. Ребенок повторяет слоговые образования, или слоги, так как эхолалии на стадии лепета воспроизводятся на слоговом уровне.

Принимая похожие слоговые конструкции за слова, взрослые хотели бы думать, что малыш связывает их с близкими родственниками: мама, папа, баба, но подобные слоговые оболочки встречаются в разных языках и отличаются по значению.

Лепет возникает при взаимосвязанной работе речедвигательного, зрительного и слухового анализаторов. Поэтому наиболее значимую роль играет слух, позволяющий ребенку дифференцировать окружающую речь и сравнивать со своей на бессознательном уровне. Родителям необходимо тщательно следить за развитием органов слуха и зрения ребенка в этот момент, так как недостаток их работы может привести к необратимым или сложно устранимым дефектам развития речи.

В дальнейшем пути по мере развития малыш постепенно перенимает элементы речи, такие как интонация, ритм, темп.

Речевая активность ребенка в 8-9 месяцев позволяет подражать незнакомым звукам. Если спросить малыша где мама или папа, он уже способен указать на них, а также проявляется реакция на собственное имя. Ребенок произносит слоги па-па, ба-ба, ма-ма, подражая взрослым, но в реальной жизненной ситуации еще не связывает их с образами, при взаимодействии с окружающими.

К девяти – одиннадцати месяцам малыш может иметь в пассивном словаре названия нескольких предметов, реагирует на своё имя, понимает слова, связанные с режимными моментами и постепенно его деятельность, становится регулируемой взрослыми.

К 1 году появляются первые осознанные слова, причём, это не обязательно должны быть полные и правильно оформленные формы слов. Это может быть: “би-би”, “ко-ко”, “му”. Малыш может говорить: «Мама и папа».Главное, что у крохи какой-либо предмет, действие, ситуация или явление природы имеют звуковое отображение. И в последующем речевом опыте при нормальном развитии формируется словарный запас, как пассивный (то, что ребёнок понимает), так и активный (то, что воспроизводит сам). Рассмотрим в таблице, в каком возрасте начинает говорить ребенок и как меняется словарный запас с каждым месяцем от года до трёх лет.

Речевое развитие ребёнка 1-3 года

Возраст ребёнкаРечевые возможности1 годМалыш знает употребляет несколько лепетных слов, например: “мама, папа, баба, ам, ав…” Также пополняется пассивный словарь. Ребёнок уже знает название предметов, используемых в быту, названия некоторых животных, понимает имена всех членов семьи.1 год, 3 месяцаАктивный словарный запас увеличивается до 30-40 слов. Причём, уже возможны построения двухсловных предложений, например: “ляля бух”, “папа дай”, “мама ам”.1,5 года40-50 слов, крохе легко повторить за взрослым часто повторяющиеся слова, появляется больше фраз.1,5-2годаКоличество слов и фраз растёт. Ребёнок уже способен многое выразить словами. Малыши в этом возрасте могут договаривать слова и обрывки слов при прочтении взрослыми детских рифмованных стишков, песенок, прибауток.2 годаВ норме словарных запас достигает до 200 слов. Вместе с существительными появляются и глаголы, и слова связки, и прилагательные. Появляются трёхсловные предложения.2 года, 3 месяцаМалыш может активно разговаривать, начинает пользоваться словоизменением, словообразованием. Распространяет предложения, пробует добавлять в них неиспользуемые ранее слова2 года, 6 месяцев200-300 слов. Кроха может говорить предложениями, задавать вопросы. Сохраняются трудности звукопроизношения, нарушены шипящие звуки (ш, ж), свистящие (с, з), сонорные (р, л). Это является абсолютной нормой для этого возраста.3 года1000-1500 слов. Речь ребёнка достаточна ясна и понятна, предложения всё еще включают аграмматизмы, но малыш уже может воспроизводить стишки, петь песенки и является полноценным участником семейных бесед.

Конечно, приведённые примеры сильно усреднены и возможно отражают данные лишь части детей, развивающихся нормотипично. Отклонения в словарном запасе на пару-тройку месяцев не несёт в себе возможных опасений. Но можно отметить, что ребенок в полтора года уже должен произносить нестойкие простые фразы из двух слов. Возможно количество слов в запасе и не будет таким, как приведено в таблице. К двум годам малыш может пользоваться звукоподражанием, но их количество также должно постепенно увеличиваться.

Причины для беспокойства

Следующие признаки могут быть подсказкой маме, что пора проконсультироваться со специалистом:

    если в годик ребенок не понимает обращенной речи (не оборачивается, когда окликают; не обращается к Вам со словом: “мама”);к 2 годам не может показать на картинке хорошо знакомые предметы, зверей, природу. (Например, «где котик»?);после 2 лет не взаимодействует с другими детьми;в 2-3 года не выполняет простейшие просьбы (Например: возьми мяч и подай мне);после 3 лет не выговаривает большинство звуков, сильно перекручивает все слова, не понимает простых вопросов и не может связать 3-4 слова.

Если крохе вот-вот стукнет 2- 2,5 года, а он не планирует подчиняться общепринятым нормам, необходимо выяснить причины, в следствии которых речевое развитие не наступает. Это может быть расстройства, вызванные различными факторами: социальными, физиологическими и психическими.

    проблемы, связанные с органами слуха: возможно, что у малыша не выявлены нарушения слухового аппарата;артикуляционные дефекты: недостаточность подвижности мышц языка, тонус, или наоборот, гипотония, укороченная подъязычная связка;психоэмоциональные растройста: негативизм, проявляемый к общению, насильственные попытки родителей заставить произносить первые слова;гиперопека: у ребенка не возникает необходимости пользоваться речью, а в случае, если имеются какие-либо артикуляционные проблемы, малыш избегает речевых контактов, так как у него всё, что нужно появляется всякий раз, как только он намекнёт. И совершенно не обязательно при этом использовать устную речь;отсутствие внимания со стороны родителей: использование различных гаджетов, затрудняющих бурную мозговую деятельность, требующее примитивных движений;неблагополучные условия воспитания: скандалы, крики, громкие звуки вокруг, испуг;органические поражения речевых зон головного мозга: в следствии этого может иметь место алалия, дизартрия. Различные проявления данного вида проблем обуславливаются тяжестью повреждения и локализацией поражения;синдром дефицита внимания и гиперактивности: неврологическо-поведенческое расстройство развития;аутизм – диагноз, который достаточно сложно поставить в этом возрасте, из-за схожести поведенческих реакций детей с аутизмом и нормотипичных детей.

Важно! Главное условие решения любых проблем является их своевременное выявление. Чем раньше родители замечают несоответствия речевого развития норме, тем легче устранить проблему или сделать её гораздо менее заметной и не мешающей дальнейшему развитию малыша.

Как помочь ребенку?

В 2 года выявить большинство отклонений поможет невролог, который в свою очередь порекомендует других специалистов, необходимых для диагностики. Это и отоларинголог, и сурдолог, и стоматолог. В случае дефектов органов артикуляции, например, укороченной подъязычной связки, необходима консультация хирурга. Также немаловажное значение имеют такие педагогические сотрудники, как логопед, дефектолог, психолог.

В таком юном возрасте, малыш может получать педагогическую помощь через маму. Возможно крохе показан логопедический массаж. В этом случае специалисты продемонстрируют маме, какие приёмы можно использовать, чтобы помочь и не навредить ребенку.

Советы родителям

Главное, что должно соблюдаться в семье, где растёт малыш, это: комфортные условия, режим, любовь, забота, правильная речевая и психоэмоциональная среда.

В процессе воспитания достаточное количество времени должно уделяться развитию познавательной активности крохи, в том числе и его речевых способностей. Уже с первых дней жизни младенца функционируют его органы слуха и зрения, которые позволяют анализаторам уловить звуковые вспышки, мимические и артикуляционные движения речевых органов. Родители должны проговаривать все слова чётко, не изменяя их. Произнося фразы в медленном темпе, взрослые позволяют малышу уловить связь между кинестетическими образами звуков и слышимыми эталонами.

Совет! Уже с полугода можно приучать кроху к книге, чтению сказок перед сном, рассматриванию картинок. Не менее важным является развитие мелкой моторики, которая напрямую связана с развитием речи. Тонкие дифференцированные движения пальчиков рук стимулируют речевую активность. Существует множество развивающих игр для детей раннего возраста, которые положительно влияют на всестороннее развитие. Общение с ребёнком поможет достигнуть максимально положительного результата.

Также не стоит забывать о прогулках на свежем воздухе. По возможности приучать к телевизору/планшету как можно позже, даже к просмотру мультиков. Экранная речь не требует от ребенка ответной реакции, поэтому она не только не способствует речевому развитию, но и значительно замедляет его. Просмотр телевизора формирует у ребенка непроизвольное, вынужденное внимание, а для освоения речи требуется внимание произвольное, сознательное, переключающееся с объекта на объект.

Родители должны знать, что наиболее благоприятный и чувствительный период речевого развития до трёх лет. Если у ребенка не наступают изменения в развитии речи к трём годам, не стоит надеется на слова знакомых: “Многие не разговаривают до 3-х лет” или “Кто-то тоже не разговаривал до трёх-четырёх лет, а потом заговорил и совершенно нормально развивался”. Необходимо обращаться к специалистам и искать проблемы не наступления речи, так как задержка речевого развития (ЗРР) влечёт за собой множество вторичных проблем, таких как задержка психического развития, общее недоразвитие речи, а в последующем школьном возрасте – дисграфию и дислексию, которые сложны в коррекционной работе. Наблюдение за развитием малыша и своевременное принятие мер – главная обязанность любящих родителей, в процессе воспитания ребенка.

Источник: rebenokmama.ru